Отдел нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Отдел Коллекция Проекты Научная работа отдела Библиотека События Партнеры Меценаты

Выставка

Выставка проходила 12 декабря 2014 года – 8 февраля 2015 года

Место проведения – Волхонка, 12. Главное здание, зал 31

Romam latericiam accepi

Выставка стала одним из результатов осуществления междисциплинарного проекта «Translatio nummorum», посвященного изучению восприятия и исследования антиквариями эпохи Возрождения классических древностей, нашедших отражение на античных монетах. Проект был иниициирован Берлино-Бранденбургской Академией наук (проект «Census. Античные памятники искусства и архитектуры, известные в эпоху Ренессанса»), Мюнцкабинетом Государственных музеев Берлина (Фонд Прусского культурного наследия) и Историко-Художественным институтом во Флоренции (Общество научных исследований им. Макса Планка). Ранее выставка была показана в Музее Боде (Берлин, Германия) во второй половине 2013 г.

Античные монеты являются особым видом исторического источника, сохранившим до нашего времени разнообразнейшую информацию о жизни Древней Греции и Древнего Рима. В эпоху Возрождения эти монеты были не только излюбленным предметом коллекционирования, но играли также важную роль в процессе пробуждения интереса к классической античности. Этому в немалой степени способствовали такие особенности нумизматического материала, как его массовый характер и относительная доступность.

Особое внимание привлекали имевшиеся на этих монетах изображения римских императоров, имена которых содержались в окружавших подобные изображения легендах. Каждый из этих хорошо известных по литературным и эпиграфическим источникам исторических персонажей, таким образом, именно благодаря монетам, впервые получал собственное неповторимое лицо, что позволило «визуализировать» историю и  породило популярный в эпоху Возрождения жанр жизнеописаний, сопровождавшихся портретами, восходившими к монетным оригиналам. Однако дело не ограничилось занимательными биографиями с картинками. Гуманисты эпохи Ренессанса стали первыми, кто оценил истинное значение нумизматического материала в качестве источника для изучения античной истории, археологии, географии, мифологии, искусства и филологии. Энеа Вико, Губерт Гольц, Антонио Агустин и другие известные антикварии XVI в., чьи печатные труды будут представлены на этой выставке, подробнейшим образом исследовали вопрос о том, зачем необходимо изучать древние монеты, положили начало разработке критического подхода к анализу нумизматического материала, заложили принципы его систематизации и классификации. Это, в свою очередь, знаменовало собой рождение нумизматики в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Появление и распространение все большего числа нумизматических трактатов способствовало знакомству не только коллекционеров, но и широкой публики, как с шедеврами античной нумизматики, так и с ее изобразительным репертуаром в целом. Влияние античных монетных типов прослеживается уже в зарождающемся в первой половине XV в. медальерном искусстве. Древние оригиналы активно воспроизводятся мастерами Ренессанса, как в металле (представленные на этой выставке плакеты с изображением первых императоров и т.н. «падуанские» монеты), так и в камне (геммы и гипсовые слепки с них). Заимствованные с античных монет изображения появляются на фресках и рельефах, украшающих различные архитектурные сооружения. Памятники античной нумизматики, таким образом, наряду с шедеврами монументального классического искусства и литературы, включаются в ряд тех элементов античной культуры, знакомство с которыми в значительной степени способствовало формированию гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения и определяло те пути, по которым шло развитие искусства на заре Нового времени.

На выставке были показаны как нумизматические материалы из фондов ГМИИ, так и редкие книжные издания XVI в., посвященные древним монетам, из фондов Российской государственной библиотеки и Научной библиотеки МГУ, а также гравюры эпохи Возрождения из собрания отдела графики ГМИИ.

Книга отзывов выставки (в формате PDF)